Адаптация в детском саду ребёнка. Подсказки родителям.

   Для малыша посещение детского сада может превратиться в настоящее испытание, ведь если раньше, дома, он вел себя, как ему заблагорассудится (просыпался, во сколько хотел, кушал, что нравится, играл, сколько хотел), то теперь, в детском саду ему приходится придерживаться «местного распорядка», и жить по тем правилам, которые приняты. Маленький человечек начинает испытывать множество трудностей, адаптация в детском саду к новым условиям жизни для него довольно не проста. 
Адаптация в детском саду
   Когда Вы только начнете водить ребенка в детский сад не «бросайте» его сразу же, как только он переступит порог «нового дома»; он может растеряться, оказавшись один на один с новыми требованиями, людьми (детьми, взрослыми). В первый раз, когда придете вместе с малышом в детский сад, познакомьте его с обстановкой: покажите ему раздевалку, где будет находиться его шкафчик, группу, спальню, игрушки, с которыми он будет играть.
   Надо быть готовым к тому, что адаптация в детском саду к новым условиям  может затянуться (обычно для того, чтобы ребенок привык к режимным моментам необходимо от 3-х недель до 3-х месяцев), это будет зависеть от темперамента и физиологических особенностей Вашего малыша, семейных условий и стиля воспитания, к которому Вы прибегали. Лучше, если первые дни (а может и недели) Вы будете приводить малыша всего на несколько часов, дабы он не успел сильно соскучиться по родителям, утомиться, разочароваться.
   Если воспитатель разрешит, Вы можете посидеть обособленно в стороне и понаблюдать за тем, как ребенок вольется в детский коллектив, как будет играть и вести себя в разных ситуациях (например, когда ему откажут в дружбе, отберут понравившуюся ему игрушку); кроме того Ваше присутствие может придать ему уверенности в себе (в «критичные» моменты он будет оглядываться на Вас и решительно действовать, надеясь на поддержку).
Первые социальные навыки ребенка
   Уже в первые посещения детского сада, малышу предстоит сделать массу открытий: он узнает, что не все ребята будут добродушны по отношению к нему (некоторые могут подраться, отобрать игрушку, «ругнуться» плохим словом); будут ситуации, когда ему придется отстаивать свое мнение, защищать себя и свои интересы; он должен будет научиться общаться, отличать хорошие и плохие поступки других ребят, принимать правила совместных игр, находить общий язык с воспитателем.
   Ваша основная задача – научить ребенка азам дружбы, рассказать, что она строится на взаимопомощи, общих интересах, доверии, сострадании, сопереживании. Если Вы вдруг с удивлением услышите, как Ваш ребенок «взахлеб» повествует о том, как мальчишки из его группы дерутся, обижают Сережу, который все время плачет и не может «дать им сдачи»; тут же резко остановите его рассказ и доходчиво объясните малышу, что эти задиристые ребята поступают неправильно, несправедливо обижают Сережу. Пусть ребенок посочувствует этому мальчику (ведь ему тяжело, он не смог адаптироваться к детскому саду, из-за этого все время плачет, а другие этого не понимают и потешаются над ним).
Как вести себя родителям?
   Будьте готовы к тому, что время от времени Вам придется «жить проблемами» детского сада; воспитатель будет давать определенные поручения (сделать поделку к «Празднику осени» или сшить костюм к новогоднему утреннику). Не стоит возмущаться по этому поводу, ведь другим родителям предстоит выполнить то же самое; да и ребенок не будет себя чувствовать хуже остальных, не станет завидовать, и Ваши старания оценит по достоинству.
   Также не стоит ссориться и выяснять отношения с воспитателем, когда рядом с Вами ребенок, даже если возникнет спорная ситуация и нужно будет отстоять свои права. Лучше выбрать подходящее время и место, чтобы спокойным тоном объяснить ваши тревоги или рассказать, что Вас огорчило.
   По пути домой из детского сада или за ужином, спросите у ребенка как прошел его день, возможно, он сам захочет рассказать (о том, что его сегодня удивило, рассердило, рассмешило); Вам стоит выслушать его до конца. Если для Вас эти рассказы не так значимы и могут показаться пустяковыми, то для ребенка это целое событие, и он сильно огорчится, если Вы его не поймете или не посочувствуете; делясь он рассчитывает на совет и просто дружеское участие.
Какие могут возникнуть трудности при адаптации в детском саду?
   Спустя какое-то время может случиться так, что ребенок не захочет идти в детский сад. В этой ситуации важно понять, почему у ребенка пропало желание. Возможно, Ваш ребенок не имеет опыта общения с детьми, что создает ему дополнительные трудности (в результате, во время совместных игр он сидит обособленно, ни с кем не разговаривает).
   Не стоит усугублять ситуацию дополнительными расспросами по этому поводу, не демонстрируйте свою озабоченность; ведь мы можем получить и обратную реакцию со стороны малыша: вместо откровений может возрасти беспокойство, он признает свое одиночество, подумает, что сам виновен в случившемся, и у него совсем улетучится желание посещать садик. Вам просто нужно знать, что подобные трудности испытывает не только Ваш ребенок, это довольно распространенная проблема.
   Даже первые контакты, не увенчавшиеся успехом, способны выработать навыки общения. Один ребенок может быстро настроиться на «коллективную волну» и приобрести навыки общения (и всем покажется, будто они были даны ему при рождении), другой же будет пробовать и месяц, и год, пока его стремления не будут оправданы.
   Ощущение «ненужности» и переживания по поводу отсутствия коммуникативных навыков у ребенка довольно быстро пройдут, когда он убедится в обратном (что он может дружить, в нем нуждаются, он не хуже других). Родители должны помочь малышу: поддержать, принять таким, какой он есть, вселить уверенность в том, что у него все получится, и он справится со своими проблемами, обязательно научится дружить.
    Подсказки родителям:
 ➡ Обратитесь к сказкам («Репка», «Лиса и заяц», «Теремок») и приведите примеры, как герои помогали друг другу, и что у них из этого получилось (вытянули репку, построили новый теремок, прогнали хитрую лису). Ребенок должен понять, что с кем-то он сможет дружить (если будут общие интересы), а с кем-то он просто будет жить рядом, не конфликтуя.
 ➡ Играя с малышом, старайтесь (как бы ненавязчиво!) вовлечь других ребят, спросив: «Кто хочет с нами поиграть?» Если появятся желающие, просто незаметно выйдите из игры.
 ➡ Научите малыша планировать и организовывать совместные игры с другими ребятами. Именно через игру, совместную деятельность можно подружиться и отточить навыки общения.
    Адаптация в детском саду протекает у каждого ребенка сугубо индивидуально, и ускорить этот процесс  одна из главных задач родителей. Порой немного помочь малышу, оставаясь не безучастным, довольно просто.