Физическое развитие ребенка

//

В 4 года ваш малыш: 

довольно уверенно бегает и все реже падает. С ним даже можно поиграть в «догонялки» (поддаваясь и уступая, естественно); убегая, ребенок может уворачиваться от вас, делать броски то вправо,
то влево;

уже неплохо владеет своим телом, но чувство равновесия еще развито не вполне; четырехлетний ребенок не очень уверенно пройдет по узкой скамейке или узенькому мостку (потренируйтесь с ним на
бревне или положите на асфальте веревку — пусть ребенок в качестве игры ходит по ней);

может пробежать довольно большое расстояние; если не очень быстро, то — до 150 м, а то и больше. Однако не следует без особой нужды (если вы не спешите к трамваю) давать малышу такие
нагрузки; 

уже неплохо прыгает; может прыгнуть вперед, чуть труднее — назад; может перепрыгнуть через невысокий предмет; может спрыгнуть со ступеньки или запрыгнуть на нее; может перепрыгнуть через
небольшую канаву. Но со скакалкой он еще не справляется;

легко лазает по «шведской стенке» — вверх и вниз; может раскачиваться и крутиться на канате, но подниматься по канату не может: руки еще слишком слабы;

легко кувыркается дома на ковре или на улице — на траве. 

Если вы заметили, что ваш ребенок не умеет еще чего-то из перечисленного выше, научите. Если же ребенок явно отстает от своих сверстников в физическом развитии, вместе с вашим педиатром
задумайтесь о причинах, а также о средствах — как поправить дело.

Физическое развитие ребенка в возрасте пяти лет

В возрасте 5 лет:

пробежать ваш ребенок может и двести, и триста метров, и довольно быстро. И вам, даже при желании, бывает нелегко его поймать (папа, конечно, поймает его быстро). Причем бегать ребенок может
уже не только на ровной площадке, но и на пересеченной местности, ловко обегая холмики и перепрыгивая через ямки и канавки;

движения ребенка стали более уверенными и скоординированными. В этом смысле он уже почти не отличается от взрослого. Ребенок с закрытыми глазами легко дотронется до своего уха или носа, до
плеча. Ловко ловит мяч и так же ловко бросает его вам;

заметно развивается чувство равновесия: ребенок спокойно проходит по узкой скамейке, по бревну, по доске;

малыш становится много увереннее в прыжках. На лестнице он может перепрыгнуть и через ступеньку. На ровной площадке перепрыгивает через один или несколько предметов. Начинает осваивать
скакалку. Может прыгать на одной ноге. Девочки играют в «классики»;

на «шведской стенке» ваше чадо — как дома: может лазать по ней часами и не устает (особенно если есть подходящая компания). Ребенок способен немного подняться по канату — это свидетельствует
о том, что руки его становятся сильнее. Но отжаться от пола малыш еще не сможет. 

Если вы обратили внимание, что ваш ребенок не владеет еще перечисленными выше навыками, и вам кажется, что он отстает в физическом развитии от своих ровесников, обратитесь с этой проблемой к
участковому детскому врачу. Быть может, причина отставания в том, что ребенок чаще других болеет и следует заняться его оздоровлением.

Если ваш ребенок отстает в развитии

Если причина отставания ребенка кроется не в болезни, то сделайте все необходимое по созданию нормальных условий для физического и психического развития. В противном случае ребенок привыкнет к
мысли, что он всегда худший в обществе детей, всегда последний, и у него сформируется устойчивый комплекс «неполноценности», который будет мешать вашему сыну (дочери) всю жизнь. Мы ведь говорили
уже, что основы характера закладываются именно в этом возрасте.

Итак, вы начали более активно заниматься со своим ребенком. Но не нагружайте его слишком сильно и внезапно. Разумнее — увеличивать нагрузку постепенно.

Сегодня позанимались 15 минут, завтра — 20. И помните о том, что ребенок быстрее и легче постигает все, поданное ему в виде игры. В игре приобретаются и знания, и необходимые (возрастные)
практические навыки.

Также помните о том, что результаты ваших усилий не придут сразу. Пройдет довольно много времени, пока ваш ребенок «догонит» других детей.

Спорт в жизни ребенка

Подружимся со спортом
После того, как вашему ребенку исполнится 4 года, вы
можете приобщать его к спорту. До этих пор малыш регулярно занимался физкультурой в домашних условиях.

Какие виды спорта подходят для такого маленького ребенка? Конечно, сразу исключаются виды спорта, связанные с большой физической нагрузкой. Наиболее подходящими являются гимнастика, плавание,
ходьба на лыжах, фигурное катание и др. Регулярные занятия спортом (пусть со временем ваш ребенок и не станет профессиональным спортсменом) очень укрепляют организм ребенка, закаливают его и тем
самым — оздоравливают. Начать занятия спортом и постепенно сделать их регулярными — это поможет решить все проблемы с болезнями у ослабленных детей.

Особенно закаливает и повышает иммунные силы плавание. К тому же это один из тех видов спорта, которые развивают тело человека наиболее гармонично.

Упражнения для мышц брюшного пресса
С 3-4 лет можно делать специальные упражнения.

Перед гимнастикой нужно хорошо проветрить комнату, а если на улице тепло, то можно оставить окна открытыми.

«Свечка»
Малыш лежит на спине на одеяле, разостланном на земле или полу, опираясь ладонями о пол, руки на уровне бедер. Обе напряженные ноги поднимаются в вертикальное положение, затем медленно опускаются
на пол.

Упражнение можно делать с 4- 5 лет, оно прекрасно развивает все мышцы живота.

Кувырок назад
Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении. Ноги плотно прижаты друг к другу. Ребенок поднимает их и переносит за голову. Это прекрасный массаж внутренних органов, мышц живота,
ног.

Игра с мячиком
Дайте малышу мячик (очень большой и легкий). Пусть он ударяет по нему. Кроме укрепления брюшных мышц, упражнение развивает умение удерживать равновесие.

«Шарик катится»
Исходное положение — лежа на спине. Ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Малыш раскачивается, двигается (в любом направлении), как шарик.

«Велосипед»
Исходное положение — лежа на спине, руки на затылке, согнуты в локтях. Ноги подняты и имитируют езду на велосипеде: «нажимают на педали», полностью выпрямляя колени при каждом «повороте
педали».

Это упражнение развивает гибкость суставов, бедра, колени, щиколотки, укрепляет все мышцы брюшного пояса. Но будьте внимательны: малыш не должен уставать!

Бег
Бегая друг за другом, дети вынуждены глубоко дышать, давать нагрузку мышцам.

Гимнастика для детей от 4 до 6 лет
В этом возрасте ребенок больше понимает, он более ловок и гибок. У него уже появились мускулы. Предлагаем вам упражнения, способствующие развитию мускулов, лучшей координации движений.

Дети в этом возрасте порой упрямы. Играя на детской гордости, вы можете достигнуть полного взаимопонимания. Продолжайте проводить зарядку в игровой форме. Можно включить ритмичную музыку. Девочки
стараются лучше выполнять упражнения, если видят себя в зеркале.

Прыжки
Прыжки дают нагрузку мышцам ног, учат ребенка удерживать равновесие, вырабатывают правильную осанку. Исходное положение: руки на бедрах, большие пальцы сзади, пятки вместе, носки врозь, плечи
развернуты, голова прямо, живот подтянут, ягодицы напряжены.

Прыжок — ноги врозь. Прыжок — ноги соединить. Повторить 5-6 раз, разводя ноги все шире, но не теряя равновесия.

«Птичка летит»
Упражнение для лучшей координации движений рук и ног, для развития поясничных мышц.

Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, только руки опущены вдоль тела. Прыжок — приземляясь, ноги развести в стороны, руки поднять до уровня плеч. Прыжок — ноги вместе, руки
опустить вдоль тела.

«Большой-пребольшой»
Упражнение способствует улучшению осанки.

Исходное положение: руки вдоль тела, голова прямо, подбородок приподнят, живот подтянут. Прямые руки поднять вверх, ладонями внутрь. Поднять голову и посмотреть в потолок. Потянуться вверх как
можно выше, чтобы «стать великаном». Подняться на цыпочки, чтобы «достать до потолка» (это движение делают дети, которым уже исполнилось 5 лет). Вернуться в исходное положение и расслабиться.
Вдох при подъеме, выдох в конце упражнения.

«На четвереньках»
Ребенок становится на пол, опираясь на руки и ноги (ступни, а не колени!) и ходит на четвереньках. Движение прямо, вперед, назад, в сторону, как краб, слева направо, справа налево. Это упражнение
помогает укрепить и сделать гибкими мышцы спины.

«Ватная кукла»
Упражнение укрепляет все мышцы тела, помогает ребенку расслабиться.

Исходное положение: лечь на пол, спина плотно прижата к полу, руки и ноги врозь. Ребенок представляет себя мягким, тяжелым. Он по очереди поднимает и «бросает» на пол каждую руку, ногу. Это
упражнение учит расслабляться, снимает усталость.

«Ветряная мельница» (для детей 5-6 лет)
Предназначается для устранения округлости спины, развития плеч.

Исходное положение: ноги врозь, руки впереди на уровне груди, живот подтянут. Наклониться и дотронуться левой рукой до носка правой ступни. Ноги не сгибать. Вернуться в исходное положение. Снова
наклониться и достать правой рукой носка левой ступни. Вдох при подъеме, выдох при наклоне.

«Вверх-вниз» (5-6 лет)
Упражнение для укрепления спинных мышц, конечностей, для развития равновесия и гибкости.

Исходное положение то же, что и в цредыдущем упражнении. Поднять руки, затем присесть (колени врозь), туловище прямое. Вернуться в исходное положение. Вдох при подъеме, выдох при
приседании.

«Динь-динь-дон» (5-6 лет)
Придает гибкость позвоночнику, укрепляет мышцы бедер, спины, живота; очень хорошее упражнение для детей, имеющих выпуклый живот.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, мышцы напряжены, руки подняты над головой и соединены, ладони сжаты в кулак. Наклониться и, не сгибая ног в коленях, попытаться достать пол кулаком.
Выпрямиться и вновь согнуться (словно звонят в колокол). Повторить 4-5 раз. Вдохнуть — выпрямляясь, выдохнуть — опускаясь.

Упражнения для ног для детей 4-5 лет
Исходное положение (одно и то же для всех упражнений): руки на поясе, большие пальцы сзади. Плечи и локти отведены назад. Лопатки сведены.

«Краб»
Развивает равновесие и рефлексы.

Пятиться назад, грудь слегка наклонена вперед для сохранения равновесия.

«Гигантский шаг»

Развивает мышцы ног и придает легкость походке.

Выбросить согнутую ногу как можно дальше вперед. Туловище наклонить вперед. Руками покачивать в такт движению.

«Ходьба с остановкой»

Развивает координацию движений и внимание.

По сигналу (например, хлопку руками) ребенок останавливается и стоит на правой ноге. Затем начинает движение. Новый сигнал — останавливается на левой ноге. И так далее.

«Ходьба с предметом на голове»

Вырабатывает красивое положение головы и легкую походку.

Найти легкий предмет, например, большую пластиковую губку. Вначале можно разрешить ребенку поддерживать предмет рукой. Потом нужно научить его поворачиваться на месте, удерживая предмет на голове
без помощи рук.

«Газель»

Руки на поясе. Голову держать прямо. Ходить, выдвигая прямую ногу вперед. Ставить ступню на носок. Постепенно ускорять темп.
Не утомляйте ребенка, предлагая делать эти упражнения слишком много раз в один день. Варьируйте их.

Источник: www.zdorovie.r